Выбор и параметры моторезины


Основным параметром при подборе шины является ее размер. Ниже рассмотрим самую распространенную (Метрическую) систему маркировки шин для мотоциклов. Как правило данная маркировка выглядит так:

  • 120/70 ZR17 (73W) TL Rear - первая цифра обозначает ширину покрышки в мм – в данном случае 120 мм;
  • 120/70 ZR17 (73W) TL Rear - вторая – высота профиля шины с учетом протектора в % от ее ширины – в данном случае 70% от 120 мм, т.е. получается 84 мм;
  • 120/70 ZR17 (73W) TL Rear - последняя цифра – обозначает посадочный диаметр шины в дюймах, в нашем случае данная шина предназначена для установки на диски диаметром 17 дюймов.

Схема для наглядности:

Как вы могли заметить, в данной маркировке еще присутствуют буквы “Z” и “R”. 120/70 ZR17 (73W) TL Rear - Первая буква - “Z” – обозначает индекс высокоскоростной шины, которую можно использовать на скоростях выше 240 км/час.

Индекс скорости F G J K L M N P Q R
Скорость, км/ч 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170
Индекс скорости S T U H V W Y VR ZR (W)
Скорость, км/ч 180 190 200 210 240 270 300 >210 >240 >270

120/70 ZR17 (73W) TL Rear - вторая буква - “R” – обозначает тип конструкции шины. В данном случае “R” (RADIAL) – радиальная. Вместо буквы “R” могу быть “-” или “B” – они обозначают диагональную конструкцию шины. Основным отличием диагональных от радиальных шин является то, что в диагональной шине нитки в каркасе «протянуты» по диагонали, от обода к ободу, при этом в каждом следующем слое направленность диагоналей обратна предыдущему (в перехлест). Исходя из этого, слоев в каркасе диагональной шины может быть только четное количество (обычно их там четыре). В радиальной же покрышке текстильные нити каркаса «проходят» строго перпендикулярно колее движения – от обода к ободу, что дает производителям широкое поле для маневра с количеством слоев.

Преимущества радиальной шины в том, что она лучше держит форму, что непосредственно влияет на управляемость и безопасность вождения. Именно это и является одной из главных причин того, что например для спортбайков выпускают только радиальные шины. Еще одно следствие стабильности формы – лучшее сцепление с дорогой и более равномерный износ протектора (такая шина при прочих равных дольше прослужит). Вместе с тем, диагональная шина имеет намного более прочные боковины, которые намного меньше боятся порезов, проколов и задиров. К тому же, боковины диагональных шин, в отличие от радиальных, вполне ремонтопригодны – в большинстве случаев, когда радиальная шина вообще подлежит утилизации – диагональную еще можно спасти и дальше эксплуатировать.

Кроме того, диагональные шины лучше смягчают ударные нагрузки, передаваемые на мотоцикл при движении по дорогам плохого качества, либо бездорожью. 120/70 ZR17 (73W) TL Rear – далее, в маркировке шины, указывается показатели нагрузки и скорости. В данном случае “73” индекс нагрузки (параметр, соответствующий нагрузке, которую выдерживает резина при максимальном внутреннем давлении воздуха). А “W” обозначает индекс скорости (показатель, обозначающий максимальную расчетную скорость, с которой можно эксплуатировать данную моторезину).

Таблица «Индексы нагрузки»

Индекс нагрузки 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62
Нагрузка, кг 190 195 200 206 212 218 224 230 236 243 250 257 265
Индекс нагрузки 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
Нагрузка, кг 272 280 290 300 307 315 325 335 345 355 365 375 387
Индекс нагрузки 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88
Нагрузка, кг 400 412 425 437 450 462 475 487 500 515 530 545 560
Индекс нагрузки 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Нагрузка, кг 580 600 615 630 650 670 690 710 730 750 775 800

120/70 ZR17 (73W) TL Rear – маркировка “TL” означает, что покрышка бескамерная (TUBLESS).

Если вместо “TL” используется обозначение “TT” – то это означает камерный тип резины (TUBE TYPE). 120/70 ZR17 (73W) TL Rear – “Rear” - обозначение шины, предназначенной для заднего колеса; "Front Wheel" или просто "F" - шина устанавливается на переднее колесо.

Также существуют универсальные шины, которые можно устанавливать, как на переднюю, так и на заднюю ось.

Дополнительные сокращения маркировки моторезины:

M/C - сокращение от motorcycle, означает принадлежность к мотоциклетным шинам (указывают в случае, если шина имеет "автомобильные" размеры. MBS - вид корда, состоящий из кевларовых нитей предназначенных для усиления конструкции (ограничения деформации шины на высокой скорости);

ND (Non Directional) - не направленная шина;

NHS (Non Highway Service) - шины, не предназначенные для скоростных дорог;

NWS (Narrow White Stripe) - обозначение тонкой белой полосы на боковине шины;

REINF (Reinforced) - мотошина усиленной конструкции с дополнительными слоями корда;

SAG (Super All Grip) - шины повышенной проходимости;

SL (Limited Service) - ограниченное использование;

XL (eXtra Load) - шина с повышенной нагрузкой;

WW (White Wall) - обозначение белой вставки (полосы) на боковине мотошины;

Также в обозначении резины используются дополнительные буквы (О), (H), (GL) и др., которые указывают на омолгацию шины под определенную модель мотоцикла или обозначают применение на первичную заводскую комплектацию.

Дата производства шины Согласно предписанию Департамента транспорта США (DOT – Department Of Transportation – эта организация, в том числе, сертифицирует шины для продажи на рынке США), дата производства шин наносится на боковую поверхность покрышки обязательно, причем в четко обозначенной форме. С 2000-го года – это четырехзначное число в овале, первые две цифры которого означают порядковый номер недели года, а последние две цифры – год производства. Т.е., например, кодировка 3714 на боковине шины означает, что шина сделана на 37-й неделе 2014 года. Данное правило касается всех шин всех производителей, которые ориентируют свою продукцию в том числе и на рынок США (сертификация DOT для американского рынка обязательна). По факту все ведущие производители шин следуют этому правилу, независимо от географии распространения шин.

До 2000 года дату производства на шинах обозначали трехзначным кодом (первые две цифры – номер недели, последняя – код года).

Существует несколько типов маркировки покрышек (ширина, высота по профилю и внутреннему диаметру):

- Метрическая система (пример: 180/55 ZR17; 120/70 -17; 130/80 B18);

- Альфа система (пример: MT90S-16; MT90HB-16);

- Стандартная в дюймах (пример: 3.25H-19);

- Низкопрофильная в дюймах (пример: 4.25/85H-18; 4.60S-16).


СОСТАВ

«Резина — она и в Африке резина!» — так думают многие о составе покрышек. На самом же деле в составе материала современных шин резина только в их основе, в остальном же это творение химиков. Количество и тип присадок определяют свойства шин и в конечном результате их поведение при езде. Скопировать можно рисунок протектора и размеры покрышки, а вот химсостав — никогда. Поэтому не удивительно, что оригинальная шина известного производителя и какая-нибудь дешевая азиатская подделка разнятся на дороге, как арабский скакун и пони.

Эффективность сцепления с дорогой определяется не только рисунком протектора, но и составом. Для каждого типа мотоциклов существуют свои характерные требования. Для спортбайков важно, насколько быстро шины нагреваются: нагретая обеспечивает более высокий коэффициент сцепления, чем холодная. Высокая несущая способность шины, актуальная для тяжелых кастомов и туреров, требует применения в составе шин других компонентов. Внедорожным мотоциклам необходима мягкость шашек протектора на скользких грунтовых трассах, а жесткость — на каменистых участках.

Совершенствование динамических свойств спортбайков во многом стимулировало улучшение состава резины — чтобы повысить коэффициент сцепления с дорогой. В то же время немаловажна долговечность шин, подверженных сильному истиранию под действием частых торможений и больших крутящих моментов, передаваемых ведущим колесом. Необходимость одновременно решать обе задачи создает большие трудности: шины с более мягкими сортами резины, пусть и улучшающими сцепление с дорогой, значительно быстрее изнашиваются. Специальные гоночные, для спортбайков изготавливают из наиболее высококачественных сортов резины, а для каркаса используют нейлоновую ткань. Применение этого материала позволяет сделать покрышку прочной, легкой, эластичной. Такие шины меньше нагреваются во время работы. Встречаются шины и с повышающим прочность стальным кордом.


ДАВЛЕНИЕ

Удивительное дело, но простейшая операция по уходу за мотоциклом — проверка давления в шинах — самая забываемая. А ведь во всех инструкциях предписывается: каждую неделю — «отдай и не греши».

Повышенное давление хотя и полезно как способ снижения сопротивления качению, но может вызвать ухудшение контакта между шиной и дорожным полотном. Кроме того, ускоряется износ середины протектора, изменяется поведение шины (и мотоцикла) на скользких покрытиях — ведь пятно контакта стало меньше. При этом воздействие на подвеску делается более жестким, нагрузки на амортизаторы увеличиваются... Грешат ездой с перекачанными шинами, как ни странно, наиболее «правильные» водители: они не забыли подкачать шины для перевозки пассажира или груза, а вот подспустить их до нужных параметров духу не хватает...

Гораздо опаснее езда с пониженным давлением в шинах, когда возрастает вероятность разрушения корда из-за повышенных деформаций, не говоря уж о неадекватном поведении мотоцикла в поворотах. Давление бывает пониженным по двум причинам: где-то идет утечка воздуха (тогда шину следует ремонтировать) или она была специально спущена водителем для езды по скользким покрытиям. В последнем случае не забывайте, что двигаться на приспущенной шине (давление не ниже 0,8 кг/см2) допустимо лишь вне твердых покрытий и на малой скорости.

Рекомендуемое давление обязательно указано на боковине шины и в инструкции. Его значение может различаться у разных моделей шин, поэтому при их замене следует уточнить, сколько требуется. О том, что измерять давление следует до поездки, когда шина еще не разогрелась (при разогреве давление может возрастать до 0,3 кг/см2), напоминает запись на боковине, рядом с рекомендуемым давлением — cold.


КАМЕРНЫЕ И БЕСКАМЕРНЫЕ

Покрышки со вставленными внутрь камерами широко применялись в былые годы, когда все колеса были спицованными. При установке бескамерной шины у таких колес возникли бы проблемы с уплотнением отверстий под ниппели спиц. Спицованные колеса некоторых современных мотоциклов (например, BMW) имеют специальную конструкцию обода, решающую проблему уплотнения.

Что нужно знать о камере? В случае прокола ее можно отремонтировать, желательно вулканизацией. Однако при этом всегда снижается ее надежность. Предпочтительней камеру заменить на новую. Производители рекомендуют менять камеру одновременно с покрышкой.

Обозначаются камерные шины словами Tube type или TT; отечественные мотоциклетные шины, по умолчанию, все камерного типа. Тем не менее они все реже встречаются на современных мотоциклах.

Бескамерные шины обозначаются словом Tubeless или TL. Нередко используют камеры как временное средство — до окончания ремонта бескамерной шины. Однако к этому прибегайте только в случае, если на шине нет маркировки TLO или Tubeless only («Только без камеры»). В этом случае внутренний размер шины не рассчитан под использование камеры, и такая мера может быть опасной. Кроме того, шинники утверждают, что длительное использование камеры внутри бескамерной шины вызывает износ «нежного» внутреннего слоя резины, и последующая эксплуатация шины в ее исходном бескамерном состоянии будет невозможна.

При замене бескамерной шины не забудьте об одной мелочи: следует также установить новый вентиль, вставленный в отверстие обода.


БАЛАНСИРОВКА

Дисбаланс колеса более ощутим (в виде неприятных вибраций), если он на переднем колесе и при езде на скоростях выше 100 км/ч. Даже если мотоцикл эксплуатируется на невысоких скоростях и его владелец невосприимчив к тряске, у неотбалансированного колеса значительно более короткая жизнь, чем у отбалансированного.

Балансировать шины следует после каждого отделения покрышки от обода. В этом заключается еще один «плюс» бескамерных шин: при небольших повреждениях их ремонтируют не разбирая колесо.


ЭСТЕТИКА

Все шины «выкрашены» в черный цвет только потому, что мы хотим их видеть такими. Цвет шины определяют специальные красящие добавки. Производителям ничего не стоит сделать их красными или голубыми, но нет уверенности, что их будут раскупать.

А вот к рисунку протектора не следует подходить из эстетических соображений. Он — важнейшее средство вашей безопасности — и ничего более. Особенно при дожде. Протектор передней шины снабжают преимущественно продольными канавками — они сопротивляются боковому скольжению колеса. При передаче больших крутящих моментов задней шиной полезно, чтобы на протекторе были поперечные канавки в сочетании с продольными, то есть рисунок шашечного типа или зигзагообразные канавки.

При езде по мокрой дороге весьма важно, чтобы вода имела выход из зоны соприкосновения протектора шины с дорогой. Если канавки протектора не выталкивают воду при вращении колеса, то мотоцикл превращается в глиссер и становится неуправляемым. Такое явление называется «аквапланированием» — скольжением шин по пленке воды.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

На боковину шины наносят также стрелку-указатель (->), иногда с надписью Rotation, которая показывает требуемое направление вращения колеса. Если установить шину неправильно, не будет обеспечиваться отвод воды из протектора, и мотоцикл не «захочет» «стоять» в дождь.

Буква «Е» в кружочке с цифровым одно- или двузначным индексом подтверждает, что данная модель прошла сертификацию на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс — условный номер страны, проводившей сертификацию (Россия в реестрах ЕЭК ООН значится под № 22).

Каждый изготовитель шин наносит свой товарный знак. Особенности конструкции, заключающиеся в различном числе слоев брекера и каркаса или материале корда, также фиксируются на бортах. Например, надписи Tread: 4 plies (2 pliеs Rayon+2 plies Steel и Sidewall: 2 plies Nylon означают, что брекер шины 4-слойный, состоит из двух слоев вискозного корда и двух слоев металлокорда, а боковины из двух слоев нейлонового корда.


ХРАНЕНИЕ

Бывает, что шины и камеры куплены загодя или достались в наследство к технике секонд-хэнд. Позаботьтесь об их правильном хранении. Если этого не сделать, камера уже через год может превратиться в труху, а покрышка потеряет часть чудесных свойств. Мороз и солнце — это сочетание, показавшееся чудесным поэту, совершенно губительно для любой резины. Храните шины строго в темном помещении и при положительной температуре (норма +25°С), вдали от отопительных труб или масла. Знайте, что резиновая основа шин не терпит озон, который выделяется, например, при работе электромоторов (в случае искрения в щеточном узле). Камеры лучше всего держать полунакачанными. У сложенных камер складки со временем провоцируют образование трещин.